Доступная среда
Государственная программа «Доступная среда»
Федеральные документы:
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Раздел V.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
"Конституция Российской Федерации" (ст.8)
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
Конвенция о правах инвалидов
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0)
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» (http://zhit-vmeste.ru/)
Федеральный перечень ОО, осуществляющих обучение по АООП для обучающихся с ОВЗ, включенных в государственную программу РФ "Доступная среда" на 2011-2020гг
ПРИКАЗ "Об утверждении плана мероприятий("дорожной карты") МОиН РФ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования" 02.12.2015 №1399
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда»
Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Программа «Доступная среда»
Программа «Доступная среда» в МОУ Васюковская ООШ направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.
Программа «Доступная среда» обеспечивает:
создание в МОУ Васюковская ООШ специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.
Ожидаемые результаты:
позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня.
Задачи программы:
1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.
3. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.
4. Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.
5. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
7. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:
1. Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
2. Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.
3. Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.
Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:
1. Сориентировать коллектив школы на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.
2. Повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов.
3. Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.
Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:
Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании безбарьерной среды в МОУ Васюковская ООШ для детей с ОВЗ.
Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.
Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»: развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы; реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся.
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
Учащиеся нашей школы не нуждаются в организации специального питания.
Медицинское сопровождение осуществляется фельдшером Васюковского ФАПа.
Информационное обеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ: информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; информационно-образовательные ресурсы Интернета; вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Необходимое оборудование обеспечивает использование ИКТ в учебной и во внеурочной деятельности, в исследовательской и проектной деятельности.
Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют педагог-психолог (по договору с СРЦ г.Бежецка), классный руководитель, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Организация сопровождения включает в себя работу психолого-медико-педагогического консилиума; выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов; организация педагогического взаимодействия.
В системе работы следующие формы:
1. проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
2. проведение малых педагогических советов, административных советов;
3. ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
4. посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
5. разработка методических рекомендаций учителю;
6. диагностика, коррекция, профилактика;
7. обследование школьников по запросу родителей;
Расписание занятий соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия с детьми с ОВЗ работают по адаптированным программам.
Памятка "Советы родителям детей с ОВЗ"
1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу), психиатру или психологу) "клеймом на всю жизнь", не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели ДОУ или учителя ОУ. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.
2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.
3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.
4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что "педагог жалуется". Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.
5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или "плохого" характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал "нормальным", на ваш взгляд, критериям.
6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения.
Паспорт доступности
|